Доступная среда
ДОСТУПНАЯ СРЕДА – это среда жизнедеятельности людей, оборудованная с учетом потребностей, возникающих у людей с ограниченными возможностями здоровья, и позволяющая им вести независимый образ жизни. В настоящее время поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением социальной политики нашего государства. Дети с ОВЗ ежегодно составляют 5-6% учащихся нашей школы. Такие дети обучаются в МБОУ «СОШ № 3 города Волгореченска» по адаптированным образовательным программам, позволяющим учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка: задержка психического развития, легкая умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения слуха, тяжелые нарушения речи, расстройства аутистического спектра, слабовидящие. |
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в МБОУ «СОШ № 3 города Волгореченска» оборудована сенсорная комната.
Сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых; фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей детей, подростков и взрослых; коррекцию психоэмоционального состояния.
Младшие школьники с ОВЗ часто испытывают трудности во взаимодействии с другими детьми, характеризуются неумением участвовать в совместной деятельности в паре, оказывать взаимопомощь и взаимный контроль, не проявляют инициативу, испытывают трудности или не умеют договариваться, аргументировать. Следствием является нарушение формирования мотивационной сферы и усвоения норм и правил социальных взаимоотношений. Принципиальное значение приобретает проблема формирования у ребенка с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, требующего создания особых условий, способствующих вовлечению ребенка в окружающую действительность. Одним из таких условий становится организация мультисенсорной и интерактивной среды. Оборудование сенсорной комнаты позволяет более эффективно реализовывать программы МБОУ «СОШ № 3», направленные на коррекцию и развитие эмоционально-личностной и волевой сферы ребёнка.
Сеансы для детей с ограниченными возможностями здоровья показаны в следующих случаях:
наличие неврозов и неврозоподобных состояний;
задержка психомоторного и речевого развития;
резидуально - органические поражения нервной системы (тики, заикание, энурез и др.);
аутизм;
адаптационные расстройства;
трудности усвоения программного материала;
ДЦП и двигательные нарушения другой этиологии;
нарушения слуха, зрения и речи.
Противопоказания. Занятия в сенсорной комнате не рекомендованы детям с глубокой умственной отсталостью и инфекционными заболеваниями. К частичным противопоказаниям относится наличие у ребенка эпилепсии или судорожной готовности.
Кабинет психолога школы оснащён дидактическими пособиями, материалами, играми для развития мелкой моторики, внимания, восприятия, памяти, мышления детей.
В рамках программы «Доступная среда» в нашей школе оборудован тренажёрный зал для детей с ОВЗ.
Школа укомплектована необходимыми кадрами для обучения детей с ОВЗ. В штате школы работают: педагог-психолог, логопед, учитель-дефектолог.
Все специалисты имеют высокий уровень квалификации, регулярно проходят курсовую подготовку.
В настоящее время школа может принимать для обучения детей с нарушениями интеллекта, синдромом Дауна, нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха.
С 1 сентября 2016 года коллектив школы работает над реализацией ФГОС НОО для детей с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Для каждого ребёнка с ОВЗ, поступившего в школу разрабатывается специальная индивидуальная программа развития. В рамках работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума проводится регулярное обследование ребёнка специалистами и, в случае необходимости, корректировка индивидуальной программы.
Условия, созданные в школе для обучения детей с ОВЗ, позволяют нашим выпускникам успешно социализироваться в жизни, все они продолжают дальнейшее обучение по программам среднего и высшего профессионального образования.
Реализация программы
Мероприятия Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» направлены на создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, включая создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа, и оснащение общеобразовательных организаций специальным оборудованием, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным, и автотранспортом.
Универсальная безбарьерная среда
Доступ в школу детей-инвалидов обеспечен дополнительным входом с распашной дверью, пороги отсутствуют. Имеется комплект оборудования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП) в составе:
Пандус-платформа, алюминиевый складной (4-секционный) Складной алюминиевый пандус имеет легкий вес и нескользящее покрытие для обеспечения наиболее безопасного движения инвалидной коляски. Максимальная нагрузка на пандус 300 кг. Максимальная длина пандуса 220 см. Особенности: | |
Сиденье-насадка для унитаза Предназначено для изменения высоты унитаза и создания дополнительного удобства в туалетной комнате для инвалидов и больных при нарушении функций опорно-двигательного аппарата. Особенности: |