Школьный историко-краеведческий музей
Туристические маршруты города Волгореченска «Приезжайте в гости к нам». Пояснительная записка
В условиях реализации ФГОС и с учетом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание для современной школы является одним из ключевых направлений внеурочной работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы.
Актуальными формами работы по формированию гражданственности у школьников в условиях реализации ФГОС являются: организация и функционирование школьного музея; реализация социальных, творческих, исследовательских проектов; внеурочная деятельность.
Школьный музей является первым, а порой и единственным местом, где ученики могут ощутить сопричастность к минувшим временам и событиям.
Через музейную педагогику начинается любовь к малой Родине, уважение к предкам. «Музейная ниша» в современной школе – основа культурной идентификации, воспитания патриотизма и гражданственности.
Школьный музей, какую бы направленность он не носил – это центр патриотического воспитания.
Музей в школе был открыт 6 мая 1995 года, первым руководителем музея была учитель истории – Смирнова Анастасия Афанасьевна.
Музей имеет паспорт, номерное Свидетельство о статусе музея – № 6871 и зарегистрирован в Федеральном центре детского туризма и краеведения город Москва. Он включён в перечень городских музеев.
Не так давно школьный музей пережил непростые времена. Помещение, в котором изначально были размещены музейные экспонаты и тематические экспозиции, пришло в негодность из-за протекающей кровли.
В декабре 2016 года администрацией школы было принято решение о новом помещении для музея. В короткие сроки был отремонтирован кабинет. И началась большая работа по оформлению будущего музейного помещения.
Если говорить о воспитательном потенциале школьного музея, то в нашем случае это активное привлечение учащихся школы к работам в новом музее.
Так, учащиеся 7-8-х классов выполнили разметку стен для рисования брёвен; учащиеся 6-7-8-х классов реставрировали музейные экспонаты; ученики 2-4-х классов на уроках технологии выполнили макет берёзы.
Ученики 5-6-х классов в рамках проектной деятельности своими руками изготовили макет русской деревни.
Во время летнего пришкольного лагеря дети вместе с вожатыми помогали переносить экспонаты в новое помещение.
С уверенностью можно сказать, что это школьный проект по обновлению музея, над которым учащиеся и учителя работали полгода.
В настоящее время в выставочном зале закончены работы по оформлению основных музейных экспозиций, а именно разделы: крестьянская усадьба; домашняя утварь; народный костюм; ремесло; культурное наследие; религиозность; народный фольклор.
В 2019 году региональному куратору были отправлены документы и материалы для подтверждения статуса «Школьный музей». Областной комиссией рекомендована работа по профилю – этнографический музей.
Создание выставочного зала в нашей школе даёт возможность учащимся ближе познакомиться с жизнью и бытом их предков, учителям чаще использовать при проведении уроков накопленный краеведческий материал.
Работы еще предстоит много. Это дело не одного дня и большого количества заинтересованных творческих людей.
В музее возобновлена:
1. Экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.
2. Поисково-исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.
3. Работа по учету и хранению собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка.
4. Работа по оформлению и экспонированию материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе.
5. Работа над созданием виртуального музея для систематизации материала, имеющегося в школьном краеведческом музее, расширения возможностей доступа к музейной информации большего количества людей, обмена опытом по краеведческой работе, развития у учащихся навыков по использованию современных информационных технологий в т.ч. Интернет-ресурсов.
Следующим шагом станет:
1. Составление тематического плана музея. Наличие такого документа является условием целенаправленного поиска материалов.
2. Составление тематически-экспозиционного плана, т.е. последовательного перечня абсолютно всех материалов, которые включены в экспозицию.
Надеемся, что организация работы обновлённого школьного музея станет одной из лучших форм общественно-полезной деятельности юных краеведов, историков, объединяющая не только актив музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек, общественности.
Основные экспозиции
1. Крестьянское хозяйство. Основные занятия.
2. Промышленность. Ремёсла.
3. Быт и благоустройство русской избы.
Учебные предметы и темы уроков, которые можно провести в музее
Окружающий мир. 2 класс. Раздел «Жизнь города и села».
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т.д.
Окружающий мир. 4 класс. Раздел «Родной край — часть большой страны».
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).
Окружающий мир. 4 класс. Раздел «Страницы истории России».
Кто такие славяне. Восточные славяне. Условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Чтение. 3 класс. Устное народное творчество.
Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки.
Чтение. 4 класс. Летописи, былины, сказания, жития.
«И вспомнил Олег коня своего...»; «Ильины три поездочки»; прозаический текст былины И. Карнауховой «Три поездочки Ильи Муромца»; «Житие Сергия Радонежского».
История древнего мира. 5 класс.
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Развитие ремесел. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга.
История России. 7 класс.
Основы хозяйства (вотчины, поместья, оброки, барщина, Юрьев день, развитие ремесел и торговли). Слои населения (бояре, дворяне, духовенство, посадские люди, крестьяне, казачество). Культура и быт в первой половине XIX в.
Обществознание. 5 класс.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье.
Обществознание. 7 класс.
Натуральное и товарное хозяйство.
Литература. 5 класс.
Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Произведения о Родине, родной природе.
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...», А. Прокофьев «Алёнушка», Д. Кедрин. «Алёнушка», Н. Рубцов. «Родная деревня».
Устное народное творчество. 6 класс.
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Страницы: 1 2