Школьная форма
Уважаемые родители, обучающиеся, педагоги!
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или законодательством субъекта РФ.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 года № ДЛ-65/08 единые требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования вводятся с целью:
обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;
устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися;
укрепления общего имиджа образовательной организации.
Требования к одежде обучающихся и обязательность ее ношения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки и т.д. Решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных учреждений должно приниматься всеми участниками образовательного процесса Одежда обучающихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. № 51 (Приложение).
Вопрос о том, нужна ли форма в учебном заведении, уже не является предметом дискуссии... Осталось лишь выбрать оптимальный школьный гардероб, а это задача не из простых. Необходимо учесть множество факторов: состав и качество ткани, т. к. ребенку должно быть комфортно, цветовую гамму, определенную школой, и модельный ряд, ведь ребенок должен выглядеть стильно и современно. Это придаст ему уверенности. Конечно, безупречный внешний вид без знаний, увы, всего лишь обертка, но с тем, что школьная форма дисциплинирует, создает рабочую атмосферу, способствует сплоченности и деловому настрою, сложно поспорить.
Современные дети привыкли к самовыражению посредством одежды, поэтому очень важно, чтобы одежда для школы нравилась ученику, он должен носить ее с удовольствием, чувствовать себя в ней уверенно. К счастью, сейчас в рамках делового стиля можно предложить детям значительно больше вариантов, чем было в эпоху нашего детства. Наравне с комплектами, состоящими из традиционных пиджака, юбки и блузки можно создавать строгие брючные ансамбли и даже варианты с бриджами. Альтернативой классическому пиджаку может стать стильный вязаный жакет, часто более комфортный и уютный. Для мальчишек костюм – важнейший и обязательный элемент школьного гардероба, но если корпоративный стиль школы позволяет ежедневно носить брюки в сочетании с рубашкой и вязаным жилетом или джемпером, водолазкой, часто это становится самым распространенным выбором и детей, и родителей. Безусловно, внешний вид не является единственным критерием оценки школьной формы. Важнейшим фактором является состав и качество материалов, из которых изготовлена одежда для школы, т.к. это влияет на здоровье, настроение, работоспособность, успеваемость детей. При оптимальном выборе школьного гардероба и правильном уходе за изделиями, школьная форма может прослужить долго, не теряя своих свойств и внешнего вида.
В повседневном деловом гардеробе ребенка не должно быть миллиона вещей – это не упростит, как может показаться на первый взгляд, а напротив, затруднит ежедневный выбор. В повседневном деловом гардеробе ребенка не должно быть миллиона вещей – это не упростит, как может показаться на первый взгляд, а напротив, затруднит ежедневный выбор.
В шкафу ученика будут уместны хороший костюм, пара дополнительных брюк, несколько элегантных сорочек, платья, юбки, сарафаны, изделия из вязаного трикотажа – джемпера, жилеты, жакеты, являющиеся наилучшей альтернативой школьному пиджаку.
Наличие школьной формы – один из важных признаков качества школы. Заботясь о глубине знаний и уровне преподавания, необходимо подумать и о том, что форма – не только внешний элемент, демонстрирующий уникальность учебного заведения, но и важный фактор, создающий деловую атмосферу, нацеленную на результат.
Положение о единых требованиях к одежде обучающихся 1–11 классов утверждено приказом директора от 2 сентября 2013 г. № 21/9, с учетом мнения Педагогического Совета, Управляющего совета, Совета обучающихся и родительского комитета.
За несоблюдение требований данного Положения администрация вправе налагать меры административного взыскания на родителей ученика.
Данный локальный акт является приложением к Уставу школы и подлежит обязательному исполнению обучающимися и педагогическими работниками школы.
По всем вопросам, возникающим по поводу введения школьной формы, обращаться по телефону 5-19-41 директор Капитанова Наталия Сергеевна.
Выписка из Положения о единых требованиях к одежде обучающихся 1–11 классов
Школьная форма приобретается родителями (законными представителями) в магазинах либо шьется в соответствии с предложенным описанием.
Школьная форма является обязательной для всех обучающихся 1–11 классов МБОУ «СОШ № 3» во время их нахождения на занятиях и на организационных мероприятиях вне школы.
Цвет формы для класса выбирает родительский комитет класса – черный, серый или смешанный черный с серым (низ черный, верх серый или наоборот, но у всех единый цвет в классе):
Форма для мальчиков: брюки, жилет, рубашка (белая, серая, голубая) или водолазка (белая, серая, голубая), сменная обувь, может быть пиджак, жилет трикотажный (одинаковый для всех в классе).
Форма для девочек: юбка, жилет, блузка (белая, серая, голубая) или водолазка (белая, серая, голубая), сменная обувь, может быть жилет трикотажный (одинаковый для всех в классе) брюки, пиджак, сарафан, школьное платье.
Спортивная форма: Футболка (единый цвет (любой) – выбирает родительский комитет класса), шорты или трико, кеды, кроссовки. Форма должна соответствовать погоде и месту проведения физкультурных занятий.
Эмблема школы на форму.
Возможны любые комбинации из вышеперечисленных предметов при условии соблюдения требований к цвету и деловому стилю одежды.
ШКОЛЬНАЯ ФОРМА
Стильно! Модно!
1. Приложение № 1. Выписка из протокола №10 от 26.12.2011: Решение Управляющего совета:
Продолжить введение деловой школьной формы.
Ужесточить требования к использованию сотовых телефонов в школе.
Выписка из Устава школы.
Решение Управляющего совета и родительского комитета 06.05.2013 года.
3. Приложение № 3. Альбом «Форма в школе».
4. Приложение № 4. «Обязан ли ребенок носить форму в школе?».
5. Приложение № 5. Общешкольное родительское собрание в МБОУ «СОШ № 3» для будущих первоклассников.
Цель: воспитание осознанного отношения к внешнему виду.
Задачи:
1. Познакомить с историей школьной формы в России и за рубежом.
2. Воспитывать чувство прекрасного; познакомить со стилями одежды.
Вопрос о школьной форме уже давно и остро стоит в нашей школе. Нужна ли школьная форма и почему?
Вот на этот вопрос мы и постараемся ответить сегодня.
Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
Из истории школьной формы
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.
После революции о форме не задумывались вплоть до 1949 года.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973-м — в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в темно-коричневых платьях, а мальчики – в синих костюмах. В середине 80-х произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета.
И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона «Об образовании». Коричневые платья и синие костюмы заменили «вареные джинсы», брюки-клеш и девичьи наряды в духе «кто во что горазд». В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды. Советскую школьную форму принято надевать выпускницам школ на Последний звонок. 25 мая каждого года на праздник «Последний звонок» девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то позаимствовал форму, у кого-то она сохранилась в «сундуках». Получается очень нарядно и торжественно.
Школьная форма в разных странах
Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день, носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность. Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. В Польше — до 1988 года.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме Гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций).
В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм». К форме обычно даётся ещё и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code).
«Дресс-код»
«Дресс-код» – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает «код одежды», то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу «в чем попало».
Стоит ли вводить форму или позволить духу демократии и дальше вырабатывать в детях собственный стиль? Этот вопрос все чаще порождает бурные дискуссии. Споры ведутся и о том, повысит ли форма дисциплину и успеваемость?
« Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, – считает модельер Вячеслав Зайцев. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго».
У нас разработано положение о школьной форме, в котором отражаются главный стиль в одежде – классический(строгий).
Форма говорит о престиже школы.
Преимущества:
Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
Форма дисциплинирует человека.
Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.
Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
Нет проблемы «В чем пойти в школу», у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.
Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
Школьная форма экономит деньги родителей.
Недостатки:
Нежелание детей ее носить.
«Потеря индивидуальности».
Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.
Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
Низкое качество материалов и пошива школьной формы.
НУЖНА ЛИ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА? КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
Делая выводы из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.
С 1 сентября 2013 года
«ШКОЛЬНАЯ ФОРМА в МБОУ «СОШ № 3»»:
Выписка из Устава школы
«5.33. Учреждение может устанавливать требования к внешнему виду обучающихся. Решение об установлении требований к внешнему виду обучающихся принимается на заседаниях педагогического совета, Управляющего совета и родительского комитета. Требования к внешнему виду обучающихся утверждаются приказом директора Учреждения.»
Решение Управляющего совета и родительского комитета 06.05.2013 года
1. Ввести школьную форму с 01.09.2013 года
Цвет формы для класса выбирает родительский комитет класса - черный, серый или смешанный черный с серым(низ черный, верх серый или наоборот), но у всех единый цвет в классе):
Форма для мальчиков: брюки, жилет, рубашка (белая, серая, голубая) или водолазка (белая, серая, голубая), сменная обувь, может быть пиджак, жилет трикотажный (одинаковый для всех в классе).
Форма для девочек: юбка, жилет, блузка (белая, серая, голубая) или водолазка (белая, серая, голубая), сменная обувь, может быть жилет трикотажный (одинаковый для всех в классе) брюки, пиджак, сарафан, школьное платье.
Спортивная форма: Футболка (единый цвет (любой) – выбирает родительский комитет класса), шорты или трико, кеды, кроссовки. Форма должна соответствовать погоде и месту проведения физкультурных занятий.
Эмблема школы на форму.